- Об Ассоциации
- Проекты документов СРО
- Официальные разъяснения
- Реестр членов
- Контроль в СРО
- Сотрудничество
- Надзор за СРО
- Структура СРО
- Техническое регулирование в СРО
- Условия вступления
- Компенсационный фонд
- Повышение квалификации
- Контакты
- Пресс-центр
- Документы СРО
- Нормативно-правовые акты
- Внесение изменений в реестр СРО
- Иски и заявления
- Национальный реестр специалистов
(383) 363-70-91
Член Совета НП ССР Литвинов В.Г. предлагает концепцию и механизм комплексного освоения застроенных территорий
06.02.2012 11:03
Член Совета НП ССР, генеральный директор ООО «Региональная строительная компания» Литвинов Владимир Германович предлагает концепцию и механизм комплексного освоения застроенных территорий:
В целях повышения уровня и качества жизни населения на основе комплексного развития застроенных территорий жилых районов, реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", обеспечения требуемых объемов реконструкции и реновации сложившейся застройки, модернизации и капитального ремонта жилищного фонда, рационального использования бюджетных средств, направляемых на развитие застроенных территорий, а также для обеспечения выполнения поставленных перед областью задач, Литвиновым Владимиром Германовичем подготовлены предложения по расширению применения механизмов комплексного освоения застроенных территорий г.Новосибирска.
Предмет Проекта – комплексная поквартальная реновация городских территорий, занятых ветхим и аварийным жилищным фондом г.Новосибирска. В проект кварталов также войдет план мероприятий по развитию реконструируемой территории. Данный план будет определить очередность и сроки расселения, сноса и строительства многоквартирных домов. Проект и план мероприятий будет проходить процедуру публичных слушаний, где жители смогут познакомиться с этими документами и высказать свои предложения.
Главной цельюкомплексного освоения застроенных территорийгорода является создание новой привлекательной городской среды обитания за счет выработки комплексного и сбалансированного градостроительного решения (жилье, инфраструктура, работа, отдых) и его реализации на конкретном земельном участке – месте сноса ветхого и аварийного жилищного фонда. Реализация Проекта позволит качественно улучшить жилищные условия значительной части горожан, которые сегодня проживают в домах первых массовых серий, ветхом жилищном фонде. Развитие застроенных территорий предполагает строительство современного комфортного жилья, необходимых Новосибирцам социальных объектов, приведение в порядок всех внутриквартальных коммуникаций, оборудование спортивных и детских площадок, парковочных мест для автотранспорта, комплексное благоустройство и озеленение кварталов. Необходимо начинать реновацию кварталов, застроенных домами первых массовых серий, уже сегодня, для того чтобы предотвратить аварийное состояние данного жилищного фонда в будущем.
В качестве принципов реализации Проекта по комплексному освоению застроенных территорийгорода предлагаю считать сохранение природной среды и устойчивого развития территории. Рыночный потенциал Проекта и ориентацию на различные сегменты потребителей показывает, что это сложный и долгосрочный Проект, который потребует от каждого участника, прежде всего терпения, взаимопомощи и умения находить компромиссы; для многих реализация программы станет долгожданной возможностью получить ключи от новой квартиры.
Основным механизмом, позволяющим эффективно реализовывать Проект комплексного освоения территории, считает Литвинов В.Г. государственно-частное партнёрство, отвечающее интересам всех его участников: федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также частных инвесторов. Девелоперский бизнес, реализуя масштабные проекты с существенным операционным риском, получает от государства финансовую, юридическую, политическую и другую поддержку и оперирует с привлекательной для себя и инвесторов нормой прибыли. Субъект федерации и Муниципалитет от реализации таких проектов получают возможность повысить качество жизни населения и свою инвестиционную и социальную привлекательность, а федеральные органы власти - инструмент эффективной реализации общегосударственных задач. Государство заинтересовано в привлечении крупных инвестиций в экономику региона, который может обеспечить частный капитал. Бизнес же заинтересован в политической и административной поддержке долговременных проектов.
Для реализации данного проекта следуетприменять следующий алгоритм действий, который предусматривает несколько этапов – подпрограмм, принятых областной и городской администрацией в разные годы, а именно:
Первый этап - Основные задачи разработки и реализации Проекта
- Разработать документацию, в соответствии с Генеральным планом развития г.Новосибирска, по планировке территории для последующего строительства объектов исходя из реальной потребности города, с приложением адресного перечня застроенных территории подлежащих комплексному развитию для формирования графиков выполнения работ в составе комплексной реконструкции территорий с организацией единой информационной базы данных.
- Разработать предложения по максимальному использованию реконструируемых территорий для реализации городских социальных программ жилищного строительства, включая размещение объектов социальной сферы, комплексных предприятий потребительского рынка и услуг шаговой доступности, предприятий малого предпринимательства, с целью предоставления необходимых услуг населению.
- Обеспечить учет данных о нецелевом использовании земельных участков и подготовить предложения по их возможному дальнейшему использованию.
- При разработке проектов планировок застроенных территорий предусмотреть резервирование земельных участков для размещения головных энергообъектов и их эксплуатационных служб, в первоочередном порядке рассматривая территории промзон после вывода с них промышленных предприятий.
- При проектировании и строительстве дорог и магистралей общегородского назначения включать в комплекс работ проектирование и строительство магистральных городских коллекторов для прокладки кабельных линий электропередач и тепловых сетей.
- На основании представленных в установленном порядке электрических и тепловых нагрузок, балансов водоснабжения и водоотведения до разработки комплексной схемы инженерного обеспечения территории обеспечивать в проектах планировки подготовку предложений по ее теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на основании разработанных отраслевых схем энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения г. Новосибирска.
- При разработке документации по планировке территории предусматривать увеличение плотности улично-дорожной сети.
Второй этап - Обоснование соответствия целей проекта задачам социально-экономического развития г.Новосибирска
- Изменения законодательства в градостроительной и жилищной сферах требуют новых подходов и к решению проблем капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилищного фонда, в том числе и проблемы участия собственников в финансировании данных работ (ежегодное Послание Президента Российской Федерации). Исходя из этого необходимо предусмотреть критерии обоснования проектного решения о сносе жилых домов и новом строительстве при подготовке проектов планировки застроенной территории.
- Наличие жилых зданий, подлежащих сносу в соответствии с законодательством.
- Согласие собственников жилых и нежилых помещений на снос зданий при предоставлении равноценных жилых и нежилых помещений, либо компенсации с учетом соблюдения прав собственников.
- Экономическая оценка затрат на капитальный ремонт жилого здания и новое строительство с переселением жителей в соответствии действующим законодательством.
- Наличие участков под строительство стартовых жилых домов для переселения жителей при новом строительстве и капитальном ремонте жилых зданий. При этом дома, включенные в адресные перечни на капитальный ремонт за счет средств бюджета г. Новосибирска, не должны включаться в списки сносимых. Поэтому при комплексном обследовании предложенного квартала в рамках реализации проекта будут рассматриваться все дома на предмет их отнесения к сносимым или подлежащим капитальному ремонту совместно с городскими организациями, в компетенцию которых входит решение этого вопроса.
Третий этап - Обоснование целесообразности решения программно-целевым методом:
- Обоснованность разработки Проекта реновации территорий сложившейся жилой застройки г.Новосибирска обусловлена рядом социальных, градостроительных, экономических и законодательных факторов. Социальные факторы связаны с необходимостью размещения в пределах «шаговой доступности» объектов социально-культурного назначения, потребительского рынка и услуг, оптовой торговли, малого предпринимательства.
- Градостроительные факторы связаны с низкой интенсивностью использования земли реорганизуемых территорий различного назначения при наличие растущего дефицита территории для нового строительства.
- Экономические факторы связаны с высокой инвестиционной привлекательностью территорий размещения двух-четырех этажного и непригодного для проживания жилья с высоким износом, при его низкой рыночной стоимости, но не признанного аварийным, со снижением объемов дотаций на содержание жилья.
- Законодательные факторы связаны с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации и другими законодательными и нормативными правовыми актами г.Новосибирска, в соответствии с которыми существенно усложнился порядок развития застроенной территории; необходимо комплексно подходить к решению проблем с собственниками объектов капитального строительства, арендаторами земельных участков, расположенных в границах застроенной территории.
Четвертый этап - Целевые индикаторы реализации Проекта
- Количество квадратных метров жилья, построенных по городскому государственному заказу и для нужд муниципалитета.
- Количество квадратных метров жилья, построенных в рамках договоров связанных с реализацией Проекта своими силами, либо заключенных на конкурсной основе сторонними организациями.
- Экономия бюджетных средств на капитальный ремонт жилищного фонда за счет среднесрочного планирования и его обновления.
Пятый этап - Укрупненные экономические показатели
Расходная часть:
- подготовка, разработка, согласование и экспертиза проектной документации территориального планирования, проектов планировки территорий, проектов межевания территорий, сбор исходных данных, оценка имущества, включая земельные участки, технико-экономическое обоснование проектов.
- разработка, корректировка и согласование схем инженерного обеспечения.
- мероприятия организационно-технического характера, нормативно-правовое и методическое обеспечение.
Доходная часть:
- возмещение в бюджеты различных уровней доли города в соответствии с условиями договоров.
- возмещение исполнителями программы затрат на разработку и согласование документации территориального планирования.
Шестой этап - Координация направлений по реализации Проекта
В целях повышения уровня и качества реализации Проекта со стороны органов власти необходимо принять следующие решения:
- Не допускать подготовку лотовой документации на земельные участки под сносимыми аварийными домами на территориях, подлежащих комплексной реконструкции, как на отдельные объекты застройки.
- Установить правовой статус проекта: присвоить статус «Пилотного» для Новосибирской области проекту по комплексной реновации городских территорий, занятых ветхим и аварийным жилищным фондом.
- На основе правового статуса Проекта, ходатайствовать о его включении в приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на территории Новосибирской области. И создать зону градостроительного регулирования с особым порядком согласования градостроительной документации по комплексному освоению данных застроенных территорий.
- Сформировать механизмы использования реорганизуемых территорий различного функционального назначения в целях увеличения инвестиционной привлекательности примыкающих застроенных территорий, строительства энергетических объектов, организации озеленения территорий общего пользования.
- Сформировать адресный перечень территории Проекта для разработки документации по планировке территории.
- Проводить мероприятия по обеспечению нормативной правовой базы, порядка проведения обследований территории, методику определения финансовых затрат на реализацию проекта, порядок проведения публичных слушаний.
- Проведение оценки экономической целесообразности реорганизации застроенных территорий на основании разработанной документации по планировке территории для выбора экономического механизма реализации Проекта.
- Обеспечение координации участия городских структур и инвесторов в работе с собственниками жилых и нежилых помещений на различных этапах реализации проектов.
- Постоянное повышение уровня и качества жизни населения г.Новосибирска на основе комплексной реконструкции территории сложившийся застройки.
- Совершенствовать управление территорией, процессами развития и эксплуатации жилищного фонда.
- Поручитьсоздать специальную структуру с участием органов власти и представителей бизнеса в форме акционерного общества, на которую возложить все задачи по реализации Проекта. Помимо оперативного решения всех задач в сфере бизнеса, такая структура, в том числе, позволит повысить скорость решения вопросов, связанных с выделением и оформлением в установленном порядке земельных участков под предполагаемую застройку территорий, а также обеспечит надлежащее регулирование и контроль реализации масштабного Проекта на уровне органов власти.
- Принять за основу предложенный Проект по комплексной поквартальной реновации городских территорий, занятых ветхим и аварийным жилищным фондом. Предоставить первоначальную финансовую поддержку (целевое финансирование) за счет средств областного бюджета в размере не менее 80 млн. рублей сроком не менее чем на один год. Данная сумма средств позволит запустить механизм последующего привлечения средств частных инвесторов в реализацию проекта и может быть расшифрована по статьям.
- Рассмотреть возможность последующего предоставления различных гарантий субъекта федерации для привлечения финансовых и инвестиционных ресурсов.
Седьмой этап - Фактические показатели
- Количество утвержденных проектов планировки территорий, проектов межевания территорий, документации по планировке территории.
- Общая площадь строительства жилья за счет средств бюджета г.Новосибирска с разбивкой по годам, включая инженерное обеспечение.
- Общая площадь строительства жилья за счет средств инвесторов с разбивкой по годам, включая инженерное обеспечение.
Восьмой этап - Ожидаемые результаты
- Увеличение объемов строительства нового жилья и обновление существующего фонда в территориях сложившейся застройки.
- Комплексное развитие застроенных территорий, формирование комфортной городской среды, строительство новых жилых и нежилых объектов, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры за счет инвестиционных ресурсов, расширение налогооблагаемой базы, увеличение доходной части бюджета г.Новосибирска
- Повышение эффективности использования бюджетных средств на разработку документации и строительство объектов для нужд по государственному заказу.
- Формирование нормативной правовой основы стимулирования работы инвесторов не только при новом строительстве, но и при проведении модернизации и реконструкции зданий и сооружений.
- Улучшение состояния окружающей среды и экологии проживания жителей города за счет ликвидации экологически опасных объектов на реорганизуемых территориях.
- Комплексное и устойчивое развитие территорий, вошедших в Проект, на длительную перспективу, снижение расходов на содержание и обслуживание жилищного фонда, ремонт и реконструкцию.
Справочная информация: Под руководством Литвинова В.Г. в течение 7 лет на площади более 7 га снесено 19 деревянных бараков, более 1 000 человек получили новое жилье в специально построенных для них домах. Было сдано в эксплуатацию 29 тыс. кв.м. социального жилья и 170 тыс. кв.м. коммерческого жилья и помещений общественного назначения, а также полностью реконструирована инженерная инфраструктура квартала. В планах Литвинова В.Г. перейти к комплексной реконструкции ветхого и аварийного жилья на площади более 100 га, а также комплексная застройка жилыми зданиями в г. Обь.
Опубликовано: 06.02.2012 11:03
Изменено: 07.11.2019 11:20